«Яндекс» запускает рейтинг самых популярных сайтов рунета

#1


«Яндекс» проводит закрытое бета-тестирование рейтинга самых популярных площадок рунета под названием «Топ сайтов», рассказали «Ведомостям» сотрудники нескольких медиакомпаний, участвующих в тесте. До конца года, после завершения теста «Яндекс» опубликует открытый рейтинг 10 000 самых популярных у российских пользователей сайтов. Площадки в рейтинге можно будет отбирать по тематике, полу, возрасту и доходам пользователей, следует из презентации проекта, с которой ознакомились «Ведомости». Аудиторию каждой площадки, в том числе своих прямых конкурентов — Google и Mail.ru Group — «Яндекс» рассчитает на основе собственных данных и затем будет обновлять их ежедневно. «Яндекс» ведет работу над «Топом сайтов», подтвердил представитель поисковика: «Мы хотим создать инструмент, полезный для всех игроков рынка».

Большинство площадок в рунете зарабатывают на рекламе, их доходы напрямую зависят от числа контактов с пользователями, которые они могут предоставить рекламодателям и, соответственно, от оценки числа таких контактов. Для измерения аудитории сайты используют специальные счетчики — от Google Analytics, «Яндекс», Mediascope и так далее. Но в открытом доступе для сравнения разных сайтов сейчас доступны лишь данные аналитической компании Mediascope. Свои рейтинги сайтов с начала 2000-х гг. публикуют Rambler, Mail.ru и Liveinternet, но, по словам опрошенных «Ведомостями» сотрудников медиакомпаний и рекламных агентств, их данные практически не используются рекламодателями — в том числе потому что в них нет данных по тому же «Яндексу» или Google. Таким образом, «Топ сайтов» от «Яндекса» станет главной альтернативой отчетам Mediascope, полагают собеседники «Ведомостей».

Точные данные по аудитории «Яндекс» опубликует по тем площадкам, которые уже пользуются его метрикой и разрешат раскрыть такую информацию. Как указано в презентации, метрика уже обсчитывает больше 80% посещений сайтов в рунете — теперь поисковику необходимо уговорить медиакомпании дать разрешение на публикацию данных. Если же площадка откажется, «Яндекс» все равно оценит ее аудиторию — уже с помощью «Яндекс.Браузера» и его расширений. По собственным данным, «Яндекс.Браузер» по популярности уступает лишь Google Chrome, на него приходится почти 20% посещений сайтов в рунете (по более консервативной оценке Liveinternet, 11% посещений). Поисковик уже собирает и хранит данные о том, на какие сайты заходят миллионы пользователей его браузера, и теперь по специальной модели будет рассчитывать посещения всех пользователей рунета. Точность такой модели — 95%, настаивает «Яндекс» в презентации. По браузеру поисковик сможет оценить размер площадки лишь в диапазоне, например, 1,7-2,1 млн посетителей в сутки, и в рейтинге будет использовать нижнюю границу этого диапазона. Получается, аудитория тех площадок, которые не захотят сотрудничать с «Яндексом», все равно будет опубликована и по определению занижена, жалуются собеседники «Ведомостей»: участие в проекте выходит добровольно-принудительным. Источник в «Яндексе» уверен, что поисковик сумеет рассчитать корректные данные: и чем более площадка, тем больше по ней данных, тем точнее результат. Руководитель рекламного агентства сомневается — проверить репрезентативность таких данных очень сложно.

Часть опрошенных «Ведомостями» интернет-площадок рады новому рейтингу, у других компаний стремление «Яндекса» стать измерителем рунета вызывает вопросы — в первую очередь, из-за того, что поисковик — крупнейший игрок на местном рынке интернет-рекламы и контролирует больше половины рекламных бюджетов в сети.

Для рынка действительно полезно появление новых источников данных, тем более от такого крупного игрока как «Яндекс», рассуждает вице-президент рекламной группы Dentsu Aegis Андрей Чернышов, но чтобы рынок мог использовать этот рейтинг для планирования рекламы, необходимо, чтобы цифры признали крупнейшие площадки рунета: «Пока такой консенсус существует только по данным Mediascope». Гендиректор Mediascope Руслан Тагиев также сомневается в подходе, когда система измерений строится на данных одного из участника рынка: «Мы всегда поддерживаем развитие технологий и инструментов, повышающих прозрачность медиа-рынка и твердо уверены, что измеритель должен быть независим» (сама Mediascope контролируется государственным ВЦИОМ). Mail.ru Group не готова присоединиться к рейтингу конкурента, однозначен представитель этого холдинга: «Неправильно, что коммерчески заинтересованный игрок рынка предлагает рекламодателям результаты своих измерений как «беспристрастные». Данные по площадкам, которые не используют метрики самого «Яндекса», будут некорректными, а среди таких площадок лидеры рынка — Google, Mail.ru Group, Instagram». Представитель Google от комментариев отказался.

Очевидно, конкуренты не дадут «Яндексу» неограниченного доступа к своим данным о пользователях — это их главное богатство, объясняет руководитель рекламного агентства: «В целом это выглядит также странно, как если бы «Первый канал» публиковал рейтинги каналов ВГТРК». Зная команду «Яндекса», можно легко допустить что выпущенные данные будут совершенно добросовестны, рассуждает руководитель крупной медиакомпании: «Но кто гарантирует, что через несколько месяцев, или через год или два, компания не начнет манипулировать этой информацией в своих коммерческих интересах? У «Яндекса» огромное влияние на рынок. Это слишком высокий риск и большой соблазн для самого «Яндекса». Поисковик может манипулировать данными не только по конкурентам, но и площадкам, которые входят в его рекламную сеть, переживает другой собеседник «Ведомостей»: «Круг замкнется — сам продаю у вас рекламу, сам вас считаю и сам показываю информацию рекламодателям. Контролировать это станет невозможно». «Яндекс» через свою платформу сейчас размещает рекламу на десятках тысяч сайтов в рунете.

К рейтингу, конечно, есть вопросы, в частности, несколько смущает, что невозможно отказаться от участия в нем, если не согласен с данными, говорит заместитель главного редактора ИД «Комсомольской правды» Олеся Носова: но рынку не хватает конкурента Mediascope, так что остается верить в добрые намерения «Яндекса». Управляющий партнер OMD OM Group Вадим Мельников не видит большой коммерческой стоимости в рейтинге «Яндекса» для агентств и рекламодателей: «Несколько лет назад такой отчет был бы очень полезен для рынка, но сейчас все больше рекламы в рунете, в том числе, у «Яндекса» закупается через автоматизированные системы, которые дают гораздо больше сравнительных данных о пользователях, чем запускаемый рейтинг». Hearst Shkulev Media, наоборот, рассчитывает что рекламодатели станут пользоваться данными поисковика, ведь существующим открытым счетчикам не хватает оперативности и глубокого понимания интернета, говорит директор по развитию продаж этого ИД Иван Жулей. Рассуждения о возможном манипулировании данными он считает надуманными: «Мы и другие издатели много лет плодотворно пользуемся многими сервисами «Яндекса».

«Яндекс» запускает рейтинг по многочисленных просьбам самих рекламодателей и площадок, объясняет представитель компании: мы дорабатываем его вместе с рынком, чтобы сделать удобный и практичный инструмент.

Источник: vedomosti.ru
 
Сверху