Криптовалюта и власть.

#1
Накопилось довольно много мыслей по поводу взаимоотношений власти с криптоиндустрией и их перспектив. Пожалуй буду оформлять их в виде лонгрида и извергать здесь. Все желающие могут присоединиться.
 
#2
Крипта и власть. Трактат о будущем власти в цифровую эпоху.

Введение.

В последнее время многие чрезмерно ретивые криптоэнтузиасты заявляют о скором наступлении так называемого «криптоанархизма», при котором вся власть будет у народа, продажные чиновники сядут в тюрьму, а олигархи останутся у разбитого корыта. Всемогущий биткоин железной поступью пройдется по мировой экономике, уничтожая коррупцию и лопая банки как мыльные пузыри. И вот тогда-то наступят мир и благодать, власть будет у народа, а все ключевые посты займут только лучшие люди.

К сожалению, суровая действительность несколько отличается от благословенного Валинора и мира поней. Сказать, что этим прогнозам не суждено сбыться, значит не сказать ничего. «Но ведь криптвалюта это действительно новое слово в современной экономике!» - скажете вы - «Она изменит мир! Он просто не сможет остаться таким же, как прежде!».

Да, это так. Криптовалюта уже меняет мир, и все финансовые и государственные структуры мира старательно к нему адаптируются, даже если заявляют об обратном. И новый мир будет другим. Не миром поней и радуги, но и не миром тотального контроля в стиле «1984». Другим. И власть поменяется вместе с ним. Как именно? Мы постараемся ответить на этот вопрос, но для начала давайте разберемся, что же такое власть, кому и почему она принадлежала в прошлом, и у кого и почему она будет в будущем. Для этого потребуется охватить много всего, поэтому чтиво будет долгим.
 
#3
Экскурс в историю.

Чтобы найти истоки власти, нужно окунуться в историю. Мы не будем изучать историю всего человечества, а ограничимся историей Европы, поскольку наша цивилизация построена по европейской модели.

Вся наша история — это череда сменяющих друг друга общественных формаций. Самая древняя из них – родоплеменная. Она появилась вместе с человечеством и ее суть крайне проста – все общество разбито на отдельные племена-семьи, во главе каждой семьи находится вожак или организованная группа во главе с вожаком. В племени соблюдается четкая иерархия, младшие подчиняются старшим, все подчиняются вожаку и его приближенным. К представителям соседних племен относятся с опаской и недоверием – кто знает, что у них на уме, да и вообще непонятно, люди ли это.

Однако помимо несомненных плюсов в виде постоянной поддержки и взаимпомощи друг другу (благодаря чему, например, так сильно процветают сегодня представители некоторых народностей, у которых сохранились элементы этого строя – пробился сам – помоги родне) у родоплеменного строя есть фатальные недостатки. Главный из них – ограничение на размер племени – не больше 150 человек. Дело в том, что человек физически не может знать хорошо больше чем 150 человек, и когда племя преодолевает эту роковую цифру, начинаются ссоры-срачи, и в итоге оно распадается на два отдельных. К тому же образ жизни охотников-собирателей не сильно способствовал разрастанию племени – жратвы на всех не хватит.

Все радикально поменялось с изобретением земледелия. Теперь один сравнительно небольшой земельный надел мог прокормить целую ораву. Но тут, как в том анекдоте, есть нюанс. Например, земля не может плодоносить вечно, ее нужно поливать/осушать, удобрять, вспахивать, сеять, собирать урожай. Все это требует наличия развитой системы ирригации, мелиорации, амбаров, инструментов и т.д., а, следовательно, организованного труда большого количества народа, пусть и не сильно знакомого друг с другом, но работающего вместе, а также наличия людей, которые этот труд будут организовывать. Вместе с тем, отсутствие необходимости всем вместе горбатиться для пропитания в режиме 24/7, а также потребность в разного рода ништяках для сельхозработ привела к появлению первых ремесел и профессий. Так появляются первые государства, в которых впервые в истории появляется серьезное разделение по специальностям. Кто-то выращивает пшеницу, кто-то делает горшки, кто-то следит за порядком.

Вместе с появлением государств начались и первые крупномасштабные войны за землю и власть. И, в отличие от первобытных времен, проигравших в этих войнах теперь не убивали, а забирали в плен, делали рабами, и заставляли работать за жрат. Халявная рабочая сила позволила первым государствам разрастись еще больше, и так родоплеменной строй сменился на рабовладельческий. В государстве с рабовладельческим строем власть, как это ни странно, находилась у рабовладельцев, и государство со всеми его законами работало в первую очередь в их интересах.

Рабовладельческий строй просуществовал несколько тысяч лет, а его апофеозом стала Римская империя, на фундаменте которой и стоит вся наша цивилизация. Но все хорошее когда-нибудь кончается, и Римской империи вместе с рабовладельческим строем в итоге пришел кирдык. Произошло это не только из-за нашествия варваров, но и из-за постепенного прогресса и улучшения производительности труда каждого крестьянина/раба. В итоге крупные землевладельцы пришли к выводу, что им не нужно государство, чтобы выращивать урожай или производить ништяки, они и сами неплохо справятся, а на сэкономленные с налогов деньги можно построить хоромы побогаче и нанять охрану позлее. Также внезапно выяснилось, что если раба освободить, дать ему надел земли и забирать только часть произведенного им урожая, то такой мотивированный товарищ даст в итоге гораздо больше добра, чем товарищ порабощенный. А это означает еще более богатые хоромы и еще более злую охрану.

Так постепенно рабовладельческий строй начал загнивать и разваливаться, а на смену ему пришло светлое будущее всего человечества, феодализм, при котором цельные некогда гогсударства развалились на отдельные постоянно срущиеся друг с другом микрогосударства, власть в которых принадлежала их владельцам, феодалам. Рабство перестало быть таким же отмороженным как раньше, однако не исчезло окончательно, превратившись в крепостное право.

В процессе непрерывного срача феодалов во всю работали законы естественного отбора, при которых слабые и хилые феодалы пожирались более сильными и злыми. В конце концов это привело к концентрации власти в руках самых сильных и злых феодалов, которые со временем превратились в монархов, то есть правящих единолично, а строй в их государстве стал монархическим. По правде сказать, такое произошло не везде. Например, города-государства Италии (Венеция, Флоренция, Генуя и т.д.) так и не превратились в монархии, власть в них принадлежала немногочисленной кучке самых богатых жителей города – олигархам и соответственно строй там был олигархическим.

Однако и монархии, и олигархии того времени все равно были формами феодализма, при котором власть, средства производства, земля и крестьяне на ней принадлежат одному или нескольким серьезным дядям, и которые могут творить с ними все, что хотят.

Однако время не стоит на месте. Производительность труда росла, крестьян становилось все больше, а площадь земельных наделов при этом не увеличивалась. Все это привело к появлению большого количества безземельных крестьян, которым пришлось переселяться в города и осваивать ремесла. Особо бурно этот процесс шел в Англии, где благодаря заботам тамошних просвещенных монархов усиленно шла политика огораживания крестьянских земель для выпаса овец с последующим выкидыванием их владельцев на мороз. Поэтому начиная с 15 века развитие ремесла и торговли в Европе поперло как дрожжи в бочке. Благо этому способствовала небольшая площадь Европы вместе с очень высокой плотностью населения и множеством торговых путей. А после того, как открыли Америку, стало совсем все хорошо.

Что же получилось в итоге? В итоге в Европе образовалась куча бедных незанятых граждан, которым была нужна работа, еда, одежда и еще куча всего. А также появились богатые граждане, владеющие средствами производства этого всего, которым была нужна рабочая сила для их производства и покупатели для их сбыта. И они нашли друг друга. Безземельные крестьяне шли наемными рабочими (пролетариями) на фабрики и мануфактуры, где их труд использовался для производства различных товаров, а взамен они получали денежное вознаграждение. Затем владелец этой фабрики/мануфактуры продавал товар с наценкой и получал с этого прибыль. Так появилась новая прослойка общества – капиталисты, люди, использующие труд пролетариев для извлечения прибыли. Благодаря деньгам и связям эта новая прослойка быстро дорвалась до рычагов управления государством, породив новый строй, капиталистический. В государстве с этим строем власть принадлежит крупным капиталистам, владельцам заводов, газет, пароходов.

Всем хорош капитализм, но и у него есть парочка недостатков. И главный из них – капитал не может стоять на месте. Он либо растет, либо исчезает. Поэтому любому капиталисту свой капитал приходится постоянно увеличивать, иначе он его просто потеряет. А это в свою очередь приводит к простой и очевидной вещи – деньги в государстве начинают концентрироваться в руках капиталистов. Иными словами, богатые – богатеют, бедные – беднеют. А вместе с этим растет социальная напряженность, которая рано или поздно приводит весьма нехорошим последствиям.

Например, окончательно задолбавшиеся от произвола капиталистов и пофигизма властей пролетарии поднимают восстание, которое быстро переходит в революцию, и на смену капитализму или монархии приходит другой, более социально справедливый строй, социализм. При социализме средства производства и власть принадлежат обществу, нет эксплуатации человека человеком, а труд перестает быть товаром.

Волна подобных революций прокатилась по Европе в конце 19го – первой половине 20го века, а затем начала распространяться по всему земному шару. Но несмотря на то, что социализм объективно является более прогрессивным строем, в силу множества причин ни в большей части Европы, ни в России он в итоге не прижился. Хорошо это или плохо, решайте сами.

Итак, для чего я накатал эту длиннющую простыню про историю? Для того, чтобы вы могли заметить две интересные тенденции:

Во-первых, по мере развития нашей цивилизации уровень социальной справедливости неуклонно возрастает. Действительно, если во времена родоплеменного строя тебя могли просто убить за то, что ты принадлежишь не к тому племени, а в Древнем Риме недолго думая забрали бы в рабство, то сейчас все относительно цивильно и прилично, хотя до идеала все еще далеко. Это хорошая и обнадеживающая новость, о которой мы поговорим в завершающих главах.

Во-вторых, власть всегда принадлежала и принадлежит относительно небольшой, но сплоченной прослойке населения. Даже в, казалось бы, справедливом и социалистическом СССР у власти была небольшая группа членов ЦК КПСС, которая на деле заправляла всем и которая в итоге и привела его к развалу. Всем мечтающим о криптоанархизме и общественном управлении советую еще раз прочитать этот абзац и усвоить его раз и навсегда. Власть не может принадлежать всем. Это штучный товар.
 
Сверху